Двойные согласные пишутся в словах:
Двойные согласные пишутся в словах:
Пишется е на месте всех пропусков в рядах:
Пишется ы на месте пропуска в словах:
Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
Пишется и на месте всех пропусков в рядах:
Пишется не раздельно во всех случаях в рядах:
Через дефис пишутся слова:
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
Какие предложения соответствуют данной схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?
[|деепричастный оборот|, ...].
Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Ударение падает на последний слог в словах:
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Укажите предложения, в которых пропущена запятая:
Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
Как 1)н.. прекрасно было утро, 2)н..кто из нас пораньше отправиться в горы 3)н.. захотел: молодая лоза ломилась под тяжестью кистей спелого винограда, и мы 4)н.. могли 5)н.. помочь дедушке собрать урожай.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:
В данных ниже предложениях найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его понукать и оскорблять. Самым щадящим оружием и самым надёжным лекарством против глупости, заносчивости, грубости является юмор. Для Чехова юмор — наиболее изящная форма выражения чуства справедливости.
Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями:
А. совать нос
Б. тыкать носом
В. утереть нос
Г. водить за нос
1. долгое время обманывать, вводить в заблуждение кого-либо
2. вмешиваться в чужие дела
3. утешить, успокоить кого-либо
4. доказать свою правоту, подчеркнуть своё превосходство в чём-либо перед кем-либо
5. указывать кому-либо на что-либо, заставлять
обратить внимание
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите, сколько н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) Семейство, в котором он родился, было многочисле..о.
Б) Торжестве..о на землю сходит ночь.
В) Издание богато иллюстрирова..о цветными фотографиями.
Г) В результате проверки было выявле..о много нарушений.
1) Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия.
2) Одна буква н пишется в наречии, образованном от прилагательного с одной буквой н.
3) Две буквы н пишутся в наречии, образованном от прилагательного (или причастия) с двумя буквами н.
4) Две буквы н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с двумя буквами н.
5) Одна буква н пишется в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с одной буквой н.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите средство связи в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А) Если вы берётесь за какое-то дело, обязательно доведите его до конца.
Б) Трудно было определить, куда тянул поток воздуха.
В) Надо спешить с уборкой сена, поскольку синоптики обещают дожди.
Г) Путешественники знали, что ждёт их впереди.
1) союз
2) союзное слово
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В4Г2.
Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. созвездие
Б. затратив
В. по-фабричному
Г. перемешан
1. приставка + корень + суффикс
2. приставка + корень + суффикс + суффикс
3. приставка + корень + окончание
4. приставка + корень + суффикс + окончание
5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Определите, слитно или раздельно пишутся выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:
A. Он рванулся (в)высь, как жаворонок.
Б. Она хотела, что(бы) её сын вырос образованным и воспитанным человеком.
B. (В)следствие непредвиденной остановки в пути, мы прибыли к месту назначения с большим опозданием.
Г. (За)чем пойдёшь, то и найдёшь.
1. Выделенное слово пишется слитно, так как является союзом.
2. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание наречия с частицей.
3. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание существительного с предлогом.
4. Выделенное слово пишется слитно, так как является наречием с пространственным или временным значением.
5. Выделенное слово пишется слитно, так как является предлогом.
6. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с частицей.
7. Выделенные слова пишутся раздельно, так как представляют собой сочетание местоимения с предлогом.
Найдите в предложениях слово с орфографической ошибкой и запишите его в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Снова осень. Сколько ярких красок появилось в природе! Скоро земля будет устлана мягким пёстрым ковром из листьев. Первые октябрские заморозки. Лужи покрываются хрупким ледком. Уже нет летающей паутины, не так ярко светит полуденное солнце, а небо всё чаще заволакивает беспросветными свинцовыми тучами.
Определите, в каких предложениях нарушены синтаксические нормы. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) К трём часам мы вышли на заросший сухим папоротником бугор.
2) Зрители любили и восхищались этим артистом.
3) Незнакомец снял рюкзак, чем-то наполненный доверху и который сильно давил ему на плечи.
4) Студенты театрального института очень обрадовались встрече с известным французским режиссёром.
5) Насобирав грибов, корзинка наполнилась до краёв.
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания.
Малиновка1)_ пролетавшая над тополем2)_ зацепила ветку своими тонкими3)_ как хрупкое стекло4)_ крыльями, и5)_ когда ветка закачалась, то с дерева посыпался пух.
Слово, указанное в скобках, запишите в творительном падеже, в единственном числе.
Он нечаянно в темноте наступил на мой палец с (мозоль) и торопливо извинился.
Раскройте скобки. Определите, какое слово должно стоять на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. В той роще (...) соловушки поют.
Б. Главным инструментом певца являются (...) связки.
В. Получат ли подарки впервые (...) избиратели?
Г. Послушать (...) сообщения можно через приложение «Телефон».
1) голосовые
2) голосистые
3) голосующие
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Найдите в 11-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Найдите в 12 - м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 10 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(1) Все знают, как важно беречь в облике нашей земли, нашей страны всё то, что может тронуть человеческое сердце и оставить о себе благодарную память. (2) Однако, если присмотреться, мы всё-таки плохо бережём то, что непременно надо беречь. (3) Например, частенько на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», можно увидеть кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или «нетленную» кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. (4) Опушки лесов и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами, неаккуратно распылёнными с самолёта. (5) Деревья в лесу испачканы пятнами масляной краски — помечали туристический маршрут.
(6) Или ещё такой пример: зелёный травяной склон горы нередко изрезан громадными буквами какого-нибудь призыва, например: «Берегите лес!». (7) Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зелёном дёрне? (8) После всего этого как-то даже неловко говорить о тонкостях восприятия человеком красоты пейзажа.
(9) Таким образом, согласитесь, забота об облике нашей земли, безусловно, является очень важной задачей. (10) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (11) Наша Родина должна оставаться прекрасной во всех уголках. (12) Это дело нашей совести, нашей культуры, это наш долг.
Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Номер предложения запишите цифрой (например, 5) в область ответов.
(1) Папоротники — это древнейшие растения, появившиеся около 400 миллионов лет назад. (2) Гигантские папоротниковые растения во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.
(3) Современные папоротники сильно различаются по размерам, жизненным циклам, особенностям строения. (4) Широкое распространение папоротников по земному шару обусловлено устойчивостью к переувлажнению, громадным количеством производимых спор. (5) Папоротники встречаются в лесах, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов. (6) Но самое их большое разнообразие — в местах, где тепло и сыро: в тропиках и субтропиках.
(7) Упапоротников ещё нет настоящих листьев. (8) То, что у папоротника напоминает лист, — это не лист, а целая система ветвей, расположенных в одной плоскости.
(9) Значение папоротников в жизни человека не так велико по сравнению с семенными растениями.
(10) Некоторые папоротники употребляются в пищу, например страусник обыкновенный. (11) Однако многие их виды ядовиты. (12) Наиболее токсичными из произрастающих в средней полосе папоротников являются представители рода ицитовников. (13) Экстракты из щитовника используются в медицине.
(14) С девятнадцатого века папоротники используют как комнатные растения. (15) Орхидеи часто выращивают в почве, содержащей густо переплетённые тонкие корни папоротника.
(16) Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.
Найдите в 4-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Папоротники — это древнейшие растения, появившиеся около 400 миллионов лет назад. (2) Гигантские папоротниковые растения во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.
(3) Современные папоротники сильно различаются по размерам, жизненным циклам, особенностям строения. (4) Широкое распространение папоротников по земному шару обусловлено устойчивостью к переувлажнению, громадным количеством производимых спор. (5) Папоротники встречаются в лесах, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов. (6) Но самое их большое разнообразие — в местах, где тепло и сыро: в тропиках и субтропиках.
(7) Упапоротников ещё нет настоящих листьев. (8) То, что у папоротника напоминает лист, — это не лист, а целая система ветвей, расположенных в одной плоскости.
(9) Значение папоротников в жизни человека не так велико по сравнению с семенными растениями.
(10) Некоторые папоротники употребляются в пищу, например страусник обыкновенный. (11) Однако многие их виды ядовиты. (12) Наиболее токсичными из произрастающих в средней полосе папоротников являются представители рода ицитовников. (13) Экстракты из щитовника используются в медицине.
(14) С девятнадцатого века папоротники используют как комнатные растения. (15) Орхидеи часто выращивают в почве, содержащей густо переплетённые тонкие корни папоротника.
(16) Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.
Найдите в тексте (среди предложений 3—6) сложноподчинённое предложение. Номер предложения запишите цифрами (например, 2) в область ответов.
(1) Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. (2) Чаще стал бывать на обедах, сопровождать дам в галереи и на гулянья, щегольски одеваться. (3) Дома у себя он завёл опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завёл щегольских учеников, занялся улучшением разных манер. (4) Скоро в нём нельзя было узнать того скромного и талантливого художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.
(5) Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребёнок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. (6) Слава его росла, работы и заказы увеличивались. (7) Но уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица. (8) Уже без большой охоты он писал. (9) Ум уставал придумывать и обдумывать. (10) Кисть его хладела и тупела. (11) Он видел только мундир да фрак, перед которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение.
(12) Прикосновение прекрасного уже не превращало девственных сил в огонь и пламя. (13) Но все отгоревшие чувства становились доступнее к звуку золота, вслушивались внимательнее в его заманчивую музыку и мало-помалу позволяли ей совершенно усыпить себя. (14) Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью.
Найдите в предложениях 1−2 слово, употреблённое в значении ‘изысканно нарядно'. Запишите это слово в область ответов.
(1) Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. (2) Чаще стал бывать на обедах, сопровождать дам в галереи и на гулянья, щегольски одеваться. (3) Дома у себя он завёл опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завёл щегольских учеников, занялся улучшением разных манер. (4) Скоро в нём нельзя было узнать того скромного и талантливого художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.
(5) Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребёнок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. (6) Слава его росла, работы и заказы увеличивались. (7) Но уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица. (8) Уже без большой охоты он писал. (9) Ум уставал придумывать и обдумывать. (10) Кисть его хладела и тупела. (11) Он видел только мундир да фрак, перед которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение.
(12) Прикосновение прекрасного уже не превращало девственных сил в огонь и пламя. (13) Но все отгоревшие чувства становились доступнее к звуку золота, вслушивались внимательнее в его заманчивую музыку и мало-помалу позволяли ей совершенно усыпить себя. (14) Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью.
Найдите в предложениях 10 — 11 глагол несовершенного вида, второго спряжения и образуйте от него действительное причастие прошедшего времени. Запишите причастие в область ответов в форме именительного падежа мужского рода.
(1) Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. (2) Чаще стал бывать на обедах, сопровождать дам в галереи и на гулянья, щегольски одеваться. (3) Дома у себя он завёл опрятность и чистоту в высшей степени, определил двух великолепных лакеев, завёл щегольских учеников, занялся улучшением разных манер. (4) Скоро в нём нельзя было узнать того скромного и талантливого художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.
(5) Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребёнок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. (6) Слава его росла, работы и заказы увеличивались. (7) Но уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица. (8) Уже без большой охоты он писал. (9) Ум уставал придумывать и обдумывать. (10) Кисть его хладела и тупела. (11) Он видел только мундир да фрак, перед которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение.
(12) Прикосновение прекрасного уже не превращало девственных сил в огонь и пламя. (13) Но все отгоревшие чувства становились доступнее к звуку золота, вслушивались внимательнее в его заманчивую музыку и мало-помалу позволяли ей совершенно усыпить себя. (14) Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 4-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Зинаида Павловна была мечтательницей по призванию. (2) Она пристрастилась к чтению ещё в начальных классах гимназии.
(3) По вечерам, когда классная дама скучно объясняла ученицам заданный к завтрашнему дню урок математики, Зинаида Павловна тихонько вынимала из стола описание какого-нибудь фантастического путешествия по девственным лесам Америки или пустыням Африки и жадно погружалась в чтение. (4) Всё, что хоть немного напоминало действительность, переставало существовать для неё в эти блаженные минуты.
(5) С годами грёзы Зинаиды Павловны приняли более жгучий характер. (6) Очень сильно повлияли на неё в этом отношении лекции по истории, которые увлекательно читал симпатичный и знающий учитель. (7) Она внимательно слушала его на уроке. (8) Описание блеска и роскоши средневековой жизни, победы и завоевания римских цезарей гораздо меньше шевелили её воображение, чем героизм отважных мучеников идеи. (9) Она обожала Жанну д'Арк и находила в её образе и поступках много общего с собой. (10) Зинаиде Павловне начинало казаться, что и в её груди таятся и зре..т до нужной минуты могущественные силы. (11) И эти силы назначе(н/нн)ы судьбой для каких-то великих целей. (12) Ею часто овладевало желание радостно отдать свою молодую жизнь во имя чего-то далёкого и прекрасного.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Зинаида Павловна была мечтательницей по призванию. (2) Она пристрастилась к чтению ещё в начальных классах гимназии.
(3) По вечерам, когда классная дама скучно объясняла ученицам заданный к завтрашнему дню урок математики, Зинаида Павловна тихонько вынимала из стола описание какого-нибудь фантастического путешествия по девственным лесам Америки или пустыням Африки и жадно погружалась в чтение. (4) Всё, что хоть немного напоминало действительность, переставало существовать для неё в эти блаженные минуты.
(5) С годами грёзы Зинаиды Павловны приняли более жгучий характер. (6) Очень сильно повлияли на неё в этом отношении лекции по истории, которые увлекательно читал симпатичный и знающий учитель. (7) Она внимательно слушала его на уроке. (8) Описание блеска и роскоши средневековой жизни, победы и завоевания римских цезарей гораздо меньше шевелили её воображение, чем героизм отважных мучеников идеи. (9) Она обожала Жанну д'Арк и находила в её образе и поступках много общего с собой. (10) Зинаиде Павловне начинало казаться, что и в её груди таятся и зре..т до нужной минуты могущественные силы. (11) И эти силы назначе(н/нн)ы судьбой для каких-то великих целей. (12) Ею часто овладевало желание радостно отдать свою молодую жизнь во имя чего-то далёкого и прекрасного.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 11-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).